С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Своё предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой комплекса защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, оповещением об опасности нападения противника.
Роль гражданской обороны в системе оборонных мероприятий определяется характером войны и прежде всего уровнем развития средств вооруженной борьбы, которые могут быть применены противником. Чем выше боевые возможности этих средств, а следовательно, и опасные последствия их применения, тем более важной становится роль ГО в обеспечении защиты населения и объектов экономики (ОЭ).
Эта роль с предельной полнотой раскрывается в задачах ГО, объем которых в зависимости от обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения. Выполнение задач ГО достигается проведением сложного комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противохимических, противопожарных и других мероприятий, а также действиями сил ГО, особенно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах поражения и катастрофического затопления.
Основные задачи ГО определены Федеральным законом “О гражданской обороне” и включают:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ).
5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и теногенного характера.
7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении боевых действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
8. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому и иному заражению.
10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.
13. Срочное захоронение трупов в военное время.
14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Принципы организации ведения ГО состоят в следующем:
1. Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Гражданская оборона на ОЭ организуется в целях заблаговременной подготовки их к защите от ОМП, снижения потерь при применении противником этого оружия, создания условий, повышающих устойчивость функционирования (ПУФ) объектов в военное время, своевременного проведения АСДНР.
Руководителем ГО любой организации является ее начальник (директор). Руководитель ГО подчиняется соответствующим должностным лицам своего ведомства (федерального агентства, министерства), а в оперативном отношении и руководителю ГО местных органов власти, на административной территории которых находится объект (организация).
Руководитель ГО ОЭ несет всю полноту ответственности за организацию ГО, постоянную готовность сил и средств к проведению АСДНР.
На крупных организациях приказом руководителя ГО назначается штатный заместитель - начальник штаба по делам ГОЧС ОЭ, который в мирное время является основным организатором проведения всех мероприятий по гражданской обороне.
В структурных подразделениях организаций назначаются работники, уполномоченные на решение задач ГО в них.
Количество работников определяется исходя из следующих примерных норм:
а) в организациях, отнесенных к категориям по ГО: с количеством работников до 500 чел. - 1 освобожденный работник; от 500 до 2000 чел. - 2-3; от 2000 до 5000 чел. - 3-4; свыше 5000 чел. - 5-6.
б) в ОЭ, не отнесенных к категориям по ГО: с количеством работающих более 200 чел. - 1 освобожденный работник; менее 200 чел. - работа по ГО выполняется по совместительству одним из работников организации, о чем издается приказ по ОЭ.
Кроме штатного заместителя по вопросам ГОЧС назначаются приказом руководителя ГО нештатные: заместитель по эвакуации - председатель эвакуационной комиссии ОЭ, заместитель по рассредоточению в загородной зоне - начальник оперативной группы (ОГ) ОЭ, заместитель по инженерно-технической части ОЭ; заместитель по материально-техническому обеспечению ОЭ.
В небольших ОЭ эти должности могут совмещаться.
Начальник штаба по делам ГОЧС является первым заместителем руководителя ГО ОЭ, а также заместителем председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Он имеет право от имени руководителя ГО (председателя КЧС) отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГОЧС. Ему подчиняется личный состав штаба (специально уполномоченные на решение задач в области ГО), а также руководители структурных подразделений организации по вопросам ГОЧС. Начальник штаба отвечает за разработку и своевременную корректировку всех планов по вопросам ГОЧС, обеспечение готовности сил и средств объектового звена ОЭ, формирований ГО к действиям по предназначению, организацию согласованной работы КЧС, штаба по делам ГОЧС, нештатных служб ГО, оперативной группы ГО и эвакуационной комиссии организации по выполнению мероприятий в установленные сроки.
Начальник оперативной группы, он же заместитель по рассредоточению в загородной зоне ответствен за личный состава группы и несет личную ответственность за встречу, размещение и всестороннее обеспечение людей, эвакуируемого ОЭ. При выходе из строя основного пункта управления (ПУ) развертывает запасный (загородный) пункт управления (ЗПУ), принимает управление силами и средствами ГО и ведением аварийно-спасательных работ на себя.
Заместитель по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, подчиняются: эвакокомиссия, сборный эвакуационный пункт, организаторы эвакуации структурных подразделений, начальники эвакоколонн и эшелонов. Он отвечает за разработку и выполнение плана проведения эвакуации и рассредоточения рабочих и служащих и членов их семей, а также других документов на эвакуацию, руководит службой (группой) охраны общественного порядка, использованием эвакотранспорта.
Заместитель по инженерно-технической части - главный инженер объекта экономики - руководит созданием плана перевода ОЭ на особый режим работы, осуществляет мероприятия (план) по повышению устойчивости функционирования объекта в мирное время, при угрозе нападения и в военное время, руководит аварийно-технической и противопожарной службами, службой убежищ и укрытий, энергоснабжения и маскировки, осуществляет руководство АСДНР в очагах поражения, при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Там, где штатом должность главного инженера не предусмотрена, обязанности заместителя руководителя ГО по инженерно-технической части исполняет заместитель начальника ГО организации по материально-техническому обеспечению (снабжению).
Заместитель по материально-техническому обеспечению (МТО) - обеспечивает получение, накопление, хранение специального имущества, средств защиты, инструмента, техники и транспорта, а также организует работы по строительству убежищ и укрытий, мероприятий по эвакуации и рассредоточению, проведению аварийно-спасательных работ. При угрозе нападения противника осуществляет рассредоточение (вывоз) ценного оборудования, оргтехники, продовольствия, запасов сырья и материалов, обеспечивающих функционирование производства (процесса).
В организации, в зависимости от характера ее деятельности, могут создаваться нештатные службы ГО, подчиненные соответствующим начальникам, которые назначаются приказом руководителя ГО ОЭ.
Служба оповещения и связи создается на базе подразделения связи ОЭ. Задачи: своевременное оповещение о возникновении ЧС, организация и поддержание средств связи в постоянной готовности к применению, устранение аварий и поломок в сетях и сооружениях связи.
Служба противорадиационной и противохимической защиты (РХБЗ) создается и укомплектовывается специалистами штатных лабораторий. Осуществляет мероприятия по защите людей, продовольствия, питьевой воды от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ; организует и проводит противорадиационные и противохимические мероприятия; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты и специальной техники; организует подготовку противорадиационных и противохимических формирований; ведет радиационную и химическую разведку и осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава; проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.
Медицинская служба организуется на базе мед- и здравпунктов, поликлиник ОЭ и обеспечивает: комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований; накопление и освежение запасов медицинских СИЗ, медикаментов и имущества; медицинскую разведку очагов поражения; проведение санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий; оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения; осуществляет медицинское обслуживание и обеспечение эвакуируемых.
Служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базе ведомственной охраны для обеспечения надежной охраны ОЭ, поддержания общественного порядка при возникновении ЧС и проведении АСДНР, наблюдения за соблюдением режима светомаскировки, оказания помощи в укрытии личному составу при объявлении сигналов ГО.
Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны и нештатных противопожарных команд. Служба разрабатывает и проводит профилактические противопожарные мероприятия; обеспечивает постоянную готовность сил и средств службы; локализует и тушит пожары; оказывает помощь службе ПР и ПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения, а медицинской службе - в спасении (эвакуации) людей.
Аварийно-техническая служба организуется на базе технического (производственного) отдела. Разрабатывает и проводит мероприятия по ПУФ ОЭ, по защите уникального оборудования, инженерных сетей и коммуникаций; осуществляет АСДНР, разборку завалов (разрушений) и спасение людей.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу энергоносителей на объект; проводит оснащение уязвимых участков энергосетей системами (средствами) защиты и дублирования; планирует и проводит мероприятия по светомаскировке и первоочередные работы по восстановлению разрушенных энергосетей.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства, строительных подразделений или жилищно-коммунальных отделов. Служба разрабатывает расчеты укрытия рабочих и служащих ОЭ; обеспечивает подготовку убежищ и укрытий к приему личного состава, контроль за правильностью их эксплуатации; проводит мероприятия по совершенствованию и строительству защитных сооружений; осуществляет своевременное заполнение убежищ по сигналам ГО; участвует в АСДНР при разрушении защитных сооружений.
Служба материально-технического снабжения (МТС) организуется на базе соответствующих отделов. Она разрабатывает план МТС ОЭ, обеспечивает своевременное снабжение нештатных аварийно-спасательных формирований ГО (АСФ ГО) всем необходимым для проведения АСДНР; организует ремонт техники и имущества и их доставку к местам проведения работ; ведет учет и хранение МТС; осуществляет всестороннее обеспечение жизнедеятельности личного состава на ОЭ и в загородном районе эвакуации (рассредоточения).
Транспортная служба создается на базе транспортных подразделений (гаражей, автоколонн) ОЭ. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией (рассредоточением), доставкой людей к месту работы; гарантирует доставку недостающих МТС с баз (складов) снабжения; выполняет подвоз сил и средств ГО к местам проведения АСДНР; осуществляет доставку пораженных людей в лечебные учреждения; совместно со службой ПР и ПХЗ осуществляет мероприятия по дезактивации и дегазации автомобильной техники.
Количество служб определяется руководителем ГО организации в зависимости от специфики объекта и решаемых задач.
На небольших объектах экономики нештатные службы ГО не создаются. Их функции выполняют отделы или специально назначенные должностные лица, которые и осуществляют руководство нештатными аварийно-спасательными формированиями ГО.